English version
Главная / Проведенные мероприятия / 15-19 апреля 2009г. Международный образовательный формум в ОАЭ.

15-19 апреля 2009г. Международный образовательный формум в ОАЭ.

В Дубаи (ОАЭ) состоялся «Международный Образовательный Форум» в котором приняли участие руководители ведущих вузов стран СНГ, Европы, Америки, Австралии, Персидского залива.

Программа Форума включала посещение международной выставки образования и карьеры в странах Персидского залива «GETEX-2009", University of Wollongong in Dubai (Университет Вулонгонг в Дубае) в «Knowledge Village Dubai» (Дубайская Деревня Знаний), Michigan State University Dubai (Филиал Мичиганского  Университета в Дубае), проведение научной конференции по вопросам международного сотрудничества в сфере образования.

На выставке «GETEX-2009" были представлены экспозиции крупнейших образовательных учреждений планеты, в том числе и стенд Российской Федерации. Делегаты Форума получили уникальную возможность ознакомиться с самыми передовыми программами подготовки специалистов. Всего было представлено около 500 обучающих программ. В рамках выставки было проведено несколько семинаров и конференций. Особый интерес у делегатов и гостей Форума вызвал доклад Виктора Шудегова – заместителя Председателя Комитета Госдумы РФ по образованию на тему «Российское образование в условиях мирового финансового кризиса». Накануне Форума доклад был представлен в Общественной палате Российской Федерации. Участники конференции поддержали предложения Виктора Шудегова и выступили с законодательными инициативами. По итогам конференции была принята соответствующая резолюция.

Посещая недавно построенный Michigan State University Dubai (Филиал Мичиганского  Университета в Дубае) делегаты Форума ознакомились с современными методами подготовки специалистов в строительной и медийной сфере. Преподаватель университета Доктор Кеннон Райдер представил гостям техническое оснащение учебных аудиторий, музыкальный класс с набором современных электрогитар и ударной установкой. Под впечатлением увиденного бывшие советские студенты попробовали в группе сыграть композиции «The Beatls». Экскурс по университету оставил хорошее впечатление и дал наглядный пример осуществления модернизации учебно-материальной базы в российских образовательных учреждениях.

В University of Wollongong in Dubai (Университет Вулонгонг в Дубае), расположенном в знаменитой «Knowledge Village Dubai» (Дубайская Деревня Знаний) кипела настоящая студенческая пора, но при этом делегату Форума ректору Актюбинского Государственного Технического Университета им. К. Жубанова Кенжегали Кенжегибаеву удалось отвлечь от учебников одного из студентов из Казахстана и узнать его мнение об Австралийском университете. Обрадовавшись встрече будущий магистр пригласил своих друзей для общения. По мнению студентов, обучение в Деревне Знаний позволяет им взаимодействовать с ровесниками из разных стран мира, дает понимание в общении и мотивации людей. Только в Австралийском университете обучается более 3500 студентов из 108 стран мира. В фойе университета представлены фотографии лучших студентов и десятки кубков, завоеванных студентами на международных спортивных соревнованиях.

В университете предусмотрено поэтапное обучение, начиная с курсов английского языка. Следующий этап подготовки бакалавров, затем программа повышения квалификации до магистра. Основные программы направлены на подготовку специалистов международного бизнес администрирования, стратегического маркетинга, прикладного финансирования и банковского дела, инженерного управления, информационных технологий.


Завершая работу Форума, делегаты за круглым столом обсудили перспективные планы развития международного сотрудничества. По инициативе Кенжегали Кенжегебаева было намечено проведение научно-практической конференции по вопросам экологии на базе Актюбинского Государственного Технического Университета им. К. Жубанова. Тема экологии в условиях широкомасштабного развития инфраструктуры в ближайшем будущем востребует привлечения специалистов для проведения значительных по объему мероприятий направленных на поддержание экологического равновесия. Как показали посещения многих образовательных учреждений расположенных в Дубае, подготовка специалистов в сфере экологии практически отсутствует.

По словам ректора Уральской Государственной Академии Ветеринарной Медицины Виктора Лазаренко – российская наука имеет огромный потенциал для дальнейшего сотрудничества с ОАЭ, используя многолетний опыт и фундаментальную базу подготовки специалистов мирового уровня. Не случайно, именно в Челябинске была разработана комплексная программа «Экологический щит Персидского залива».


Первый Проректор Белгородского Государственного Университета им. Шухова Валерий Лесовик отметил Дубаи, как хорошую строительную экспозицию для будущих специалистов строительного комплекса. Только в одном районе «Мариа» сегодня строится около 400 небоскребов. Белгород тоже активно застраивается и является одним из самых ухоженных городов России. С каждым годом повышается культура ведения строительства. Выставки по строительству, проходящие в ОАЭ, такие как «Сити Скэйп» могут представлять большой интерес для будущих архитекторов и строителей, а сам город Дубаи является наглядным примером реализации лучших идей воплощенных в реальность.

Участники Форума дали высокую оценку всем проведенным мероприятиям, поблагодарили принимающую сторону, пригласили своих коллег нанести ответный визит в целях дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере науки и образования.

 

Доклад заместителя председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ
на «Международном Образовательном Форуме» в г. Дубаи (ОАЭ)   20 апреля 2009 года

Российское образование в условиях мирового экономического кризиса.
В.Е. Шудегов

Уважаемые коллеги! Сегодня мы наблюдаем массовый интерес к образованию. Наверное, по популярности тема образования уступает только теме инфляции и безработице. И это естественно: в современном мире образование является важнейшим стратегическим ресурсом, несущим в себе экономический, социальный и политический потенциалы, причем потенциалы колоссальной силы. Поэтому образование должно быть всегда в центре внимания общества и государства, оставаться национальной ценностью, а не разменной монетой, каковой ее, на мой взгляд, делают в последние годы.

Последнее десятилетие образовательная система страны находится в процессе непрерывных преобразований. Впервые в истории отечественного образования осуществляются широкомасштабные эксперименты, затрагивающие все его уровни и ступени.

Каковы же итого? Увы, хорошими результатами, за исключением вливания немалых государственных средств в отдельные проекты, мы похвалиться не можем. Совершенно очевидно, что российское образование все последние годы деградирует. Громкие обещания, еще более «звонкие» проекты (ЕГЭ, двухуровневое высшее образование, передача системы начального профессионального образования субъектам Российской Федерации и так далее) дают административную славу их авторам, но разрушают нашу образовательную систему. При этом авторы таких преобразований не стесняются постоянно менять свои позиции. Наглядным примером может послужить закон РФ «Об образовании», который трансформируется чуть ли не каждый месяц.

К сожалению, в последние годы были приняты некоторые федеральные законы, которые весьма негативно сказались на развитии нашей системы образования. Так, передали систему начального профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации, и сегодня многие специалисты говорят о развале этой отрасли образования, некогда эффективно действующей. Но реальная экономика даже в благодатные годы не могла развиваться из-за отсутствия рабочих. Дальнейшее сохранение подобной ситуации недопустимо, так как в будущем это обернется крайне негативными последствиями для страны.

К сожалению, приходится признать, что развал системы образования с 2004 года зачастую «благословляется» законодательством. Нынешнее законодательство не соответствует целям, задачам и роли отечественной системы образования и требует своего коренного совершенствования.

Полагаю, наступивший экономический кризис обязывает нас быть объективными, обязывает научиться говорить правду и искать коллективно выход из сложившегося положения. Кризис должен  помочь убрать из системы образования непрофессионалов, пристроившихся к ней финансово благодатные годы.
Именно в условиях финансового кризиса образовательная сфера требует особого внимания и заботы со стороны государства как наиболее эффективный общественный механизм демпфирования кризисных проявлений и формирования инновационной экономики в послекризисный период. Почему?

Во-первых, сфера образования в опережающем порядке именно в период кризиса должна подготовить кадры, способные эффективно работать в послекризисный период, который характеризуется внедрением в производство новых наукоемких технологий, материалов и форм организации производства. Данная задача может быть реализована только при условии целевой и приоритетной поддержки государством системы образования, осуществления ее разумной и эффективной модернизации, в том числе путем создания реальной системы непрерывного образования, вовлечения в сферу образования большей части трудоспособного населения. Следует подчеркнуть, что без решения поставленной задачи не может быть сформирована инновационная экономика страны.
Отсутствие серьезной государственной поддержки системы образования в условиях кризиса приведет к серьезному замедлению экономического развития страны в послекризисный период и утраты ею конкурентоспособности. Примером может служить кризис 1998 года, когда из-за отказа государства поддержать систему начального профессионального образования (федеральный закон «О государственной поддержке начального профессионального образования» так и не был одобрен президентом РФ) экономика страны все последующее десятилетии не имела возможности эффективно развивать реальное производство, в частности и из-за дефицита квалифицированных рабочих кадров.

Более того, российская система образования была обескровлена из-за отказа Правительства с 1992 года выполнять положения закона «Об образовании» в части размера оплаты труда педагогических работников. Большинство  высококвалифицированных  педагогов навсегда покинули сферу образования, и мы до сих пор за это расплачиваемся. Такой «исход» определил на последующие десятилетия снижение качества российского образования и свел на нет все дальнейшие многочисленные и дорогостоящие мероприятия в этой сфере.

Во-вторых, в условиях кризиса резко сокращаются возможности граждан реализовать право на образование по экономическим причинам – оплачивать свое обучение и проживание уже многие молодые люди или их семьи не смогут.

Следствием этого является не только понижение уровня профессиональной подготовленности трудоспособного населения к работе в условиях «послекризисного производства» (что серьезно сдерживает развитие экономики), но и формирование негативных тенденций в обществе (рост преступности, асоциальное поведение целых категорий лиц, деградация личности) в результате «выброса» из сферы образования значительно части подрастающего поколения. Именно «выброшенная за борт» молодежь нередко становится базой для формирования криминальной среды. Поэтому широко применяемая в последние годы формулировка «образование – это не камера хранения» в современных условиях полностью дискредитировала себя.

Именно в период кризиса должна активизироваться образовательная деятельность с тем, чтобы образование охватило большую часть подрастающего поколения. Более того, именно в этот период создаются наиболее благоприятные условия для прорывного развития образования – переход к опережающему образованию, к формированию непрерывной системы образования.

Анализ реальной сложившейся ситуации, многочисленные встречи с обучающимися и работниками образования, в том числе с ректорами ведущих вузов, свидетельствуют, что сегодня в стране не формируются основы для приоритетного развития системы образования, но возникают предпосылки для развития масштабного кризиса отечественной образовательной системы.

Представляется, что негативные предпосылки условно можно разделить на следующие группы:

  1. Значительное сокращение у большинства граждан материальных возможностей для обучения вследствие снижения платежеспособности населения и низкого уровня стипендий.

Уже в 2009 году около четверти студентов, обучающихся на платной (внебюджетной) основе, не смогут оплачивать обучение и вынуждены будут покинуть образовательные учреждения. Около трети абитуриентов, потенциально желающих поступить в этом году в вузы с полным возмещением стоимости обучения, откажутся от этих планов (сегодня на платной основе в вузах и ссузах обучается около 4,5 миллионов человек – в государственных вузах).

Этот «исход» из вузов студентов наиболее остро отразится на негосударственном секторе образования. Ожидаемое сокращение (до 30% численности студентов) сделает этот сектор экономически невыгодным, и он будет мотивирован к самоликвидации. Прогнозируется прекращение деятельности более половины негосударственных вузов что, в свою очередь, «вытолкнет» на улицу еще до 1 миллиона молодых людей.

Данные Президентом Российской Федерации поручения об установлении платы за обучение в пределах ее себестоимости и сохранения ее размеров весь последующий этап обучения следует рассматривать как серьезный сигнал обществу и органам исполнительной власти к принятию незамедлительных мер по обеспечению условий для реализации права на образование. Однако это поручение нуждается в дальнейшем своем развитии, ибо не определен ни механизм, ни условия компенсации образовательным учреждениям финансовых потерь, которые они будут терпеть в результате инфляционных процессов.

Ныне установленный размер стипендий (1100 рублей в вузах и 415 рублей в ссузах и профессиональных училищах) не позволят удовлетворить даже минимальный прожиточные потребности студентов. Сегодня большинство молодых людей, обучающихся за счет средств федерального бюджета, вынуждены значительную долю времени посвящать не учебе, а зарабатыванию средств на свое существование. В условиях кризиса для большинства из них возможность «подработки» будет исключена, а, следовательно, многие студенты, в том числе и наиболее подготовленные, будут вынуждены прервать обучение.

Особой заботы требует система начального профессионального образования. По мнению экспертов, именно здесь сосредоточена большая доля детей из социально незащищенных семей (у 70% обучающихся родители имеют заработную плату ниже прожиточного минимума, а 50% - из неполных семей). Нередко дети поступают в профессиональное училище потому, что там кормят, но делают это сегодня во многих случаях очень плохо. Этой проблеме надо уделить особое внимание. Ведь только число детей-сирот в профессиональных училищах за последние 10 лет возросло более чем в 3 раза, и сегодня они составляют уже 7.3% от общей численности обучающихся. Хотя следует признать, что для материального обеспечения этой категории детей в последние годы сделано много.

2.    Искусственные преграды для поступления граждан в вузы и ссузы, в том числе путем внедрения нового порядка приема (на основе результатов ЕГЭ), ограничения права граждан на поступление в вузы и ссузы, лишения многих категорий обучающихся отсрочки от призыва на военную службу, перехода на двухуровневую систему высшего профессионально образования (бакалавр – магистр).

«Силовое» внедрение, без учета мнения профессионального сообщества, в систему образования Единого государственного экзамена привело к негативным последствиям, как с точки зрения коррумпированности системы образования, так и с точки зрения качества образования. Неслучайно, Президент Российского союза ректоров В.А. Садовничий вновь в феврале 2009 года выступил с инициативой признать ЕГЭ как аттестацию в школе, а вузам предоставить право на проведение одного – двух собственных вступительных испытаний.

Одновременно в 2009 году кардинально изменились условия приема в вузы. Новый порядок приема опубликовали только 24 января 2009 года. При этом абитуриенты обязаны уже до 1 марта написать заявления на сдачу ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Кроме того, неоднозначность КИМ делает результаты ЕГЭ не всегда объективными. Таким образом, Министерством образования и науки России  создается дополнительная путаница в вопросах поступления в вузы.
По ряду экспертных оценок, в связи с введением нового порядка приема в вузы в 2009 году от 150 до 250 тысяч выпускников школ не смогут стать студентами. Федеральный закон от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» вводит положение о минимальном количестве баллов ЕГЭ, ниже которого ЕГЭ не могут быть признаны как результаты вступительных испытаний. Хотя выпускникам школ при этом выдаются аттестаты зрелости. Указанный минимум станет устанавливать рособрнадзор. Это положение носит не только антиконституционный порядок, но и увеличивает число молодых людей, ведущих асоциальный образ жизни ( по моей просьбе, наша фракция на заседании Государственной Думы голосовала против принятия указанного закона).

Статьей 24 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» значительно сокращены категории обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, которым предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

В частности, в случае обучения выпускников средней школы (возраст от 17,5 до 19 лет) по программам начального профессионального образования они подлежат призыву на военную службу до завершения обучения. Данные ограничения на отсрочку от призыва на военную службу приведет к тому, что значительная часть юношей после получения среднего (полного) общего образования не станет продолжать дальнейшее обучение ни по программам среднего профессионального образования. Поэтому до призыва на военную службу они будут вести нетрудовой образ жизни, что негативно скажется в целом на социальном климате в обществе и усилит его криминализацию. В целях устранения вышеуказанной проблемы мной в соавторстве с С.М. Мироновым подготовлен соответствующий законопроект для внесения в Государственную Думу.

Переход на двухуровневую систеу высшего профессионального образования (бакалавр – магистр) снижает качество подготовки кадров, значит, уменьшает количество желающих получить высшее образование, так как бакалавр с установленным сроком обучения 4 года не востребован российским рынком труда. Следовательно, бакалавриат – путь к безработице. Неслучайно на годовом собрании Совета ректоров вузов Москвы и Московской области мэр Москвы Ю.М. Лужков дал такое определение бакалавру: «Бакалавр – это недотепа, полупродукт, который не будет знать, как применить себя в реальной жизни»
3.    Ухудшение условий оплаты труда педагогических работников.

Из-за низкого уровня заработной платы многие образовательные учреждения не могут укомплектоваться квалифицированными педагогическими кадрами. Так, в системе начального профессионального образования штаты мастеров производственного обучения укомплектованы менее чем на 70%. Говорить о качественном обучении в такой ситуации весьма затруднительно. Сегодня размер оплаты труда мастера производственного обучения или преподавателя спецдисциплин не редко ниже оплаты труда аналогичного специалиста на производстве от 4 до 10 раз. Последствия такого разрыва в оплате труда катастрофичны не только для образования, но и в целом для экономики страны, ибо на создание высококвалифицированного педагогического коллектива уходят годы и десятилетия, а на его разрушение достаточно несколько месяцев дискриминационной политики в оплате труда.

Переход на новую систему оплаты труда крайне негативно отразился на педагогических работниках многих школ. Из-за отсутствия средств в бюджетах субъектов Российской Федерации во многих муниципальных образовательных учреждениях фактически не произошло заявленного увеличения оплаты труда. Представляется важным при корректировке федерального бюджета на 2009 год внести в него изменения, предусматривающие выделение субвенций субъектами Российской Федерации для реального перехода на новую систему оплаты труда. Для определения объемов субвенций нами 18 февраля 2009 года сделан соответствующий запрос в субъекты Российской Федерации.

Новая система оплаты труда по заявленным целям должна была привести к более разумному и справедливому распределению средств внутри школы, на деле во многих случаях привела к обратному эффекту. Пострадали муниципальные школы, особенно малокомплектные школы небольших городов и поселков, специализированные учебные заведения. Одновременно новая система оплаты труда без четкого механизма расчета оплаты труда в ряде случаев стала почвой для злоупотреблений и сведения счетов в коллективах.

Названные негативные предпосылки позволяют утверждать, что в случае непринятия государством быстрых и неординарных мер по недопущению развития кризиса в сфере образования возможным и весьма реальным его последствием станет формирование критической массы необучающейся и неработающей социально обездоленной молодежи. По оценкам экспертов, за счет сложившейся ситуации в системе образования России в 2009 году на улице могут оказаться до 2 миллионов молодых людей. Эта молодежь станет запалом для социального взрыва и перехода экономического кризиса в кризис политический (вспомним Прибалтику, Болгарию, Грецию), так как эта часть населения наиболее неблагополучна по показателю трудоустройства, а правовых механизмов для ее обеспечения рабочими местами до сих пор нет.

Одновременно можно предположить, что из-за материальных трудностей сократится численность детей, занимающихся в системе дополнительного образования.
С учетом вышеизложенного и с целью корректировки стратегии государства в сфере образования представляется целесообразным в сжатые сроки разработать и принять федеральный закон «О государственной поддержке российского образования». В предлагаемом законе необходимо установить конкретные законодательные механизмы, направленные на обеспечение приоритетного развития российского образования в условиях финансового кризиса.
Представляется целесообразным установить этим законом положения, предусматривающие:

  1. финансовую поддержку системы образования наравне с финансовой поддержкой банковского сектора и некоторых отраслей промышленности, которая сегодня в крупных объемах оказывается государством (при этом следует предусмотреть финансовую поддержку обучающихся и тех абитуриентов, которые готовятся к поступлению в 2009 году – материальную помощь, стипендии, кредиты, субсидии);
  2. приостановление до окончания экономического кризиса действия тех нормативно-правовых актов, которые могут привести к сокращению числа вузов, техникумов, филиалов и представительств, и сокращению числа обучающихся (представляется целесообразным вновь разрешить ведение консультаций представительства);
  3. Приостановление до окончания экономического кризиса действие всех нормативно-правовых актов, в том числе ведомственных документов относительно введения ЕГЭ, который до сих пор способствует нарастанию политического кризиса;
  4. Повышение соотношения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, со 170 человек на 10 тысяч населения до 200 человек;
  5. Исключение из образовательного законодательства положения о минимальном количестве баллов результатов ЕГЭ;
  6. Изменение структуры бюджетирования финансирования государственных учреждений начального и среднего профессионального образования в 1,5 – 2 раза, в том числе увеличение фонда оплаты труда не менее чем в 2 раза, а также выделение средств на приобретение оборудования, проведение капитального ремонта и строительства; установление размера стипендии в училищах, техникумах и колледжах не менее 80% от стипендии студентов вузов или приравнивание его к прожиточному минимуму; выделение в федеральных бюджетах в рамках ПНП «Образование» в 2009 – 2011 годах ежемесячных доплат мастерам производственного обучения НПО и преподавателям спецдисциплин учреждений НПО и СПО доплат из расчета не менее 3 тысяч рублей; выплату доплат работникам училищ, техникумов и колледжей за ученые степени;
  7. Установление мер, направленных на социальную поддержку обучающихся и работников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в том числе по организации питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и работников в системе образования;
  8. Внесение изменений в федеральные законы ( в том числе в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации) с целью стимулирования участия товаропроизводителей в развитии отечественной системы профессионального образования, о чем говорилось выше;
  9. Становление системы мер по внедрению средств информатизации и коммуникаций в образовательный процесс, среди которых – радикальное расширение полномочий образовательных учреждений в части электронного обучения; предоставление права педагогическому работнику получить в образовательном учреждении компьютер для использования в домашних условиях; оплата каждому педагогическому работнику за счет бюджетных средств подключения его домашнего компьютера к сети Интернет; ежемесячная выплата за счет средств федерального бюджета суммы в размере до 500 рублей педагогическим работникам за использование Интернета (этот размер выплат может быть уточнен); введение в штаты школ новых должностей с целью оказания помощи педагогам и обучающимся в решении проблем, возникающих при использовании средств информатизации и коммуникаций (например, тьютера);
  10. Стимулирование внебюджетной деятельности образовательных учреждений (например, разрешить осуществлять закупки товаров, работы и услуги вне рамок федерального закона № 940ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который не экономит, а растрачивает средства)

Благодарю Вас за внимание.