English version
Главная / Проведенные мероприятия / Международный Строительный Форум в Японии, 11-18 ноября 2012 г.

Международный Строительный Форум в Японии, 11-18 ноября 2012 г.

Международный Строительный Форум в Японии прошел с 11 по 18 ноября 2012 в столице великой экономической державы мира г. Токио. После последнего форума, проведенного Международной Бизнес Корпорацией в стране восходящего солнца, прошло 2а года, и поэтому это мероприятие было особенно долгожданным. Со организатором Форума в этот раз выступил Российско-Японский Деловой Совет.

Уже традиционно, Форум, состоялся по 2ум направлениям:

  1. Жилищное, Коммерческое Строительство
  2. Строительство и обслуживание дорог, мостов и др. объектов инфраструктуры.

Все дни форума были посвящены посещениям крупнейших японских строительных корпораций признанных во всем мире,  проведению презентаций, круглых столов, конференций по самым животрепещущим вопросам развития строительной отрасли, и особенно вопросам внедрения инноваций и передовых технологий в России с опорой на сотрудничество и опыт Японии. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому после официальных визитов следовали посещения строительных площадок, готовых объектов, заводов, и других специализированных учреждений Японии.

Малоэтажное домостроение - это особенная тема в жилищной политике каждого региона России. Первое посещение деловой программы форума прошло по этой теме. Российская делегация осмотрела проекты малоэтажных зданий от  лидирующих в Японии в малоэтажном домостроение компаний Taisei Kensetsu, Sanyo home, Mitsui Home, Sekisui House, Sumitomo Ringyo, Panahome (Panasonic), Heibel House, Misawa home.

На отдельно огороженной территории в черте города Токио размещен типичный японский малоэтажный поселок. Отличительные черты представленных проектов — комплексный подход к строительству японского дома — уютного, комфортного, функционального жилого пространства. Каждый дом в этом поселке уникален и построены они разными компаниями. Российские строители с интересом осматривали объекты и активно задавали вопросы представителям компаний о качестве материалов, сроках возведения, ценах, инновациях и отдельных преимуществах каждого конкретного дома. Всем желающим были показаны проектные и рабочие чертежи и  проведен семинар по технологиям оборудованию для автоматизации и диспетчеризации инженерно-технических систем домов.

Некоторые данные: Стандартные высоты потолков в Японских домах 2,6 метров первый этаж, второй и последующий 2,4 метра. Расстояние между домами по нормам к каждой префектуре немного отличаются, но в основном это всего 50 см. Все дома планируются индивидуально. Обсуждение на примере дома с металлическими несущими конструкциями, общей площадью 240 кв. м. (измеряется по осям от середины балок) стоит около 800 000 Евро для конечного потребителя. В стоимость уже входит отделка. Компания закладывает прибыль в 20% от продажной стоимости. Срок изготовления 3- 4 месяца уже с отделкой. Снаружи дом облицован панелями, которые изготавливаются на основе цемента по специальным технологиям. Внешняя облицовка рассчитана на температуру до – 40 градусов. Стены утеплены стекловолокном 7 см. На втором этаже была дана возможность ознакомиться с макетом стены в разрезе. Все полы в доме оборудованы подогревом. Нижние этажи (цоколь, подвал) как правило, компании в Японии не делают, поскольку есть высокая сейсмическая опасность, а строительство безопасного подвала обходится очень дорого. Стоимость отопления 200 Евро зимой, с учетом использования установленных солнечных батарей. Пока дом потребляет солнечная энергия идет в дом, а когда нет, выработанная энергия идет в сеть по фиксированной цене. Энергетические компании обязаны покупать вырабатываемое электричество. Это одна из основ инвестирования в солнечные батареи. На втором этаже домов установлен монитор, с показателями вырабатываемой батареями энергией. Электрический Щиток устанавливается с наружи дома, для обеспечения доступа к нему специалистов обслуживающих компаний. Солнечная батарея обеспечивает постоянное напряжение, энергетическая сеть приходящая снаружи дает переменный ток, а регулирует работу сети специальный щиток конвертор. В 3-х этажных домах более мощные несущие конструкции, чем в 2ух этажных.  Большое внимание в Японии уделяют пожарной безопасности. Подбор материалов и технологий идет с учетом того, чтобы  дома могли выдерживать 45 мин. пожара. Когда зашла речь о надежности и прочности японских домов, менеджер компании сообщил, что по снегу и по ветру нагрузки в Японии больше чем в России (особенно в Нагано, где проходила зимняя олимпиада) и поэтому показанные дома могут быть построены в России. Некоторые японские компании уже работают на российском рынке, например корпорация Sekisui House Ltd. входящая в число крупнейших строительных компаний мира и в Японии занимает первое место по количеству проданных жилых объектов. Капитализация корпорации превышает 7 млрд. долларов США. Основным бизнесом компании в Японии является строительство отдельно стоящих домов, апартаментов и городское строительство под продажу и аренду. К 50-ти летию Sekisui House Ltd. В августе 2010 года количество проданных корпорацией жилых объектов достигло отметки в 2 миллиона. В планах Sekisui House CIS, Ltd. на российском рынке – строительство и продажа готовых для проживания коттеджей бизнес и элит-классов с полностью завершенной внутренней и внешней отделкой, ландшафтным дизайном и инфраструктурой. Одним из основных продуктов, которые Sekisui House CIS, Ltd. планирует представить на российском рынке, станут дома, построенные по технологии Shawood. Конструкция Shawood является уникальной патентованной технологией и принципиально отличается от общепринятых на российском рынке строительства жилья. Она позволяет более гибко проектировать архитектуру домов и создавать внутри них просторные светлые помещения, сохраняя при этом ключевые особенности «японского дома»: прогрессивный японский дизайн, бережно адаптированный под современный европейский вкус, «умные технологии» (включая полную комплектацию домов современным японским оборудованием), а также высокоэкологичные энергосберегающие технологии, которыми знаменита компания Sekisui House, что позволяет обеспечить здоровую, комфортную жизнь владельцев домов.

В данный момент компания находится на стадии анализа российского рынка. В рамках данного предварительного этапа планируется построить и провести тестирование нескольких домов на пилотном объекте – коттеджном поселке, расположенном на 24 км Новорижского шоссе. Пилотный проект корпорации Sekisui House Ltd. предусматривает строительство поселка, включающего 128 полностью готовых к проживанию домов и необходимую инфраструктуру.

Гарантию на дом японские компании как правило дают 50 лет. 20 лет, в случае поломки какой либо системы, компания делает все работы за свой счет, а последующие 30 лет идет платное обслуживание дома. Компания гарантирует, что в этот срок можно решить любую техническую проблему в доме без вложения существенных средств.

После посещения поселка у делегации российских строителей возникало масса вопросов о технологиях, организации процессов строительства и производства подобных объектов. Большинство из которых было разрешено после посещения одной из самых эффективных строительных компаний в мире, крупнейшей домостроительной корпорации Японии Daiwa House Industry Co., Ltd.

DAIWA HOUSE строит в год 200 000 индивидуальных домов. Все базовые материалы и используемые технологии японские, а в материалах отделки уже используются зарубежные поставщики.  За рубежом компания строит в Китае, Тайване, Бирме, США, Австралии. 13 заводов по всей Японии. Проектная группа в компании около 2000 человек. Типовых проектов домов около 300х. Заводы отвечают требованиями ISO. Дома компании отличаются самыми высокими показателями по безопасности в Японии. В рамках сейсмоустойчивых испытаний на стенде и в условиях  реальных землетрясений ни один дом DAIWA HOUSE не был разрушен. В начале встречи прошла презентация компании, затем состоялось посещение разных цехов заводов, где было показано много интересного и инновационного. По словам российских строителей, ничего подобного они не видели ни в одной стране мира. К сожалению, многое осталось за кадром наших фотокамер, поскольку съемка была запрещена и за этим строго следили. Японские компании очень строго следят за промышленным шпионажем и уделяют этой проблеме особое место. Даже сам факт посещения завода иностранной делегацией в Японии очень не частое и редкое мероприятие, добиться которого очень непросто. 

С последними технологиями городского планирования российских строителей познакомили специалисты одной из самых крупных в Японии и всемирно известной многопрофильной архитектурно  инжиниринговой группы компаний Nikken Sekkei, работающая в различных сферах строительства, планирования и экологических проектов. За более чем столетнюю историю почти 2900 сотрудников, из них более 1000 архитекторов и около 1500 инженеров Nikken Sekkei выполнили более 20 тыс. проектов. Nikken Sekkei имеет уникальный опыт реализации проектов для международных клиентов в более чем 40 странах мира. В сопровождении сотрудников компании российские делегаты посетили несколько объектов г. Токио.

По тематике высотное строительство и масштабная городская застройка состоялся визит в крупнейшую, входящую в топ 4 строительных компаний в Японии Takenaka Corporation. История организации Takenaka Corporation насчитывает более четырехсот лет. Первоначально компания была строительным предприятием, которое занималось возведением храмов и других святынь. На сегодняшний день Takenaka Corporation является самой старинной компанией в Японии, входит в список так называемой большой четверки строительных компаний Японии. Тоичи Такенака возглавляет организацию с 1980-го года.  Компания имеет филиалы в Нью-Йорке, в Малайзии, Пекине, Сан-Франциско, Париже. Лондоне и Амстердаме. Компания постоянно возводит уникальные сооружения на различных территориях (например, такие объекты, как Roppongi Hills, Shiodome Shio-site, Shinagawa Grand Commons и Namba Parks, крупнейшие и самые современные стадионы в Японии).

Основной темой встречи с Takenaka Corporation было обсуждение решений проблем нехватки свободной площади в перенаселённых и урбанизированных странах (прежде всего, в самой Японии) с помощью постройки городов-башен . Создание просто очень высоких небоскрёбов — это не самый лучший способ дальнейшего уплотнения городского населения. Высотные конструкции, в которых жилые и рабочие зоны перемежаются с парками, прудами и открытыми всем ветрам площадками — это интересно. И может оказаться прекрасным компромиссом между стремлением к урбанизации и тягой к живой природе.

У Takenaka есть два подобных проекта. Перый это Sky City 1000, который компания позиционирует именно как город, хотя на первый взгляд — это просто большой небоскрёб. Мощные колонны, окружающие каждую «чашу-микрорайон», служат опорой для «чаши» следующей. Высота башни составляет 1 километр, при диаметре у основания 400 метров и 160 метров — наверху. Все этажи сооружения сгруппированы в 14 блоков по 14 этажей. Каждый блок представляет собой вогнутую чашу, на «дне» которой расположена рекреационная зона с живыми деревьями и не менее «живыми» прудами. Между блоками имеются значительные просветы. Они выполняют двойную функцию. Помимо доступа воздуха к паркам города они играют роль противопожарных перегородок. Днище и стены каждого блока выполнены из огнеупорных материалов. В плане каждый блок также разделён на шесть секторов. Общая «обитаемая» площадь Sky City составляет 800 гектаров, что вполне соответствует небольшому городку. При этом на парки и дороги приходится 240 гектаров — больше четверти общей площади.

Второй проект это Holonic Tower , немного скромнее. Высота этой башни «всего» 600 метров, но несмотря на меньшие размеры, выполняет все функции города. Однако и это сооружение претендует на роль маленького города с жилыми кварталами, офисами, школами, ресторанами, кинотеатрами, выставками и так далее. В основе всей структуры — четыре башни, расположенные по углам квадрата. Внутри башен размещены все основные помещения города. Есть также этажи-мосты, соединяющие башни между собой. Но они не занимают весь периметр «квадрата», а оставляют большие проёмы для воздуха и света. Вся сердцевина сооружения, таким образом, в основном пустота. Здесь-то с интервалом по высоте в 150 метров смонтированы открытые площадки, названные авторами «Небесными терминалами» (Sky Terminal). Это — аналоги донышек в «чашах» Sky City 1000 — городские зоны отдыха с зеленью и водой. Жителей здесь будет 5 тысяч, а работающих — 30 тысяч. Компания считает, если использовать самые лучшие материалы — вертикальные города должны простоять не менее 500 лет.

Российские делегаты были по настоящему удивлены и восхищены услышанным и увиденным в компании Takenaka.

По второму направлению поездки «Строительство и обслуживание дорог, мостов и др. объектов инфраструктуры.» состоялось несколько очень интересных отраслевых встреч.

С целью изучения опыта взаимодействия с дорожными и полицейскими службами, российская делегация посетила  Автодорожный холдинг и агенства по взысканию долгов «JENDRA» (Japan Expressway Holding and Debt Repayment Agency). Был создан в 2005г. вместе с шестью операторами скоростных дорог, в рамках законов, относительно приватизации четырех дорожных государственных корпораций. На встрече российским делегатам было рассказано о история создания холдинга, как независимой административной организации. Дата структура владения активами и пассивами автодорог, представлены механизмы погашения долговых обязательств дорожных компаний, был дан обзор административных мер воздействия на компании, также обозначены запланированные результаты работы после расформирования агентства через 45 лет после приватизации.

Затем на практике все вышеперечисленное было продемонстрированно в информационном центре дорожного движения Японии JARTIC  (Japan Road Traffic Information Center).

Некоторые материалы дискуссий и презентаций:

В Японии более 9 000 км. Скоростных дорог, обслуживанием которых занимаются 3-и компании (Восточная, Центральная и Западная). Внутри каждой компании 4-е группы, относящихся к определенному району. Общая протяженность дороги 1 группы 1200 км. 2 млн. машин ежедневно используют эти дорогу. Дороги, находящиеся на балансе отделения разные: городские, скоростные, в том числе горные заснеженные. В основном дороги по 3и полосы в каждую сторону. Также компания обслуживает 10 км  дороги проходящих по подводному тоннелю под токийской бухтой. В центре по обслуживанию дорог есть 2-а отделения. Одно следит за движением, 2-ое следит за показателями оборудования. 1 задача  - сбор информации 2 задача – информирование дорожных служб и водителей 3 задача принимать необходимые действия по ликвидации происшествий. Снятие информации происходит 370 раз в день. 80% информации снимают специальные машины, в том числе и полицейские. 20% процентов информации поступает от пользователей по тел. Экстренной связи и интернету. Внутри тоннелей телефоны экстренной связи находятся на расстоянии 200 метров друг от друга, а вне тоннелей на расстоянии 1 км. Только в одном отделении компании 4300 телефонов экстренной связи. 850 камер наружного наблюдения. Большинство из этих камер приходится над тоннелями в которых находятся еще 530 камер.

Для передачи информации вдоль дорог располагается 1700 электронных информационных щитов, на которых высвечивается состояние дорожного движения. Также существует 70 трансляционных радио точек (информирование через автомобильное радио на частоте 1600 кГц). В зонах отдыха находятся информационные терминалы и мониторы. Также в Японии существует система по доступу к информации и введению информации в навигационные системы GPS. Около 230 информационных событий в день передается через GPS. 80% информации о дорогах, которую они получают в течении дня происходит от упавших на дорогу объектов, машин у которых прокололо колесо или кончился бензин. Ежедневно в среднем происходит около 30 ДТП.

Далее рассказ о центре управления, отвечающего за безопасность. Центр поддерживает 59 000 объектов на дороге, 3 000 среди которых приходятся на системы освещения, экстренные телефоны, системы обнаружения пожаров, системы внутри тоннелей. В зависимости от длинны тоннеля, меняется количество элементов обеспечивающих безопасность. Среди систем используются разбрызгиватели воды, специальные системы вентиляции, прогоняющие воздух через тоннель, детекторы огня и дыма, стенды с ручными предметами тушения пожаров. 

За передним рядом мониторов в комнатах слежения сидят 9 человек, они отвечают за 4 области движения, они получают звонки с телефонов экстренной связи, а также вводят в систему информацию о том, что произошло ДТП или иное происшествие. Эта информация автоматически распределяется по сети. Информация для различных служб доносится различными методами: показывается на картах, передается по системам радио связи и поступает в центральный центр по контролю за движением в Японии, затем через систему VIPS она распределяется в навигационные системы автомобилей. За операторами следят 3и менеджера. Один из них является главным по контролю за обзором систем оборудования дорог, он работает  с 7 утра до 8 вечера. В случае необходимости идет взаимодействие с полицией для ликвидации ДТП. Отдельные дисплеи показывают состояние в тоннелях. Численность персонала в системе слежения на 1200 км дорог 78 человек. 2 300 человек работает в системе обслуживания (включая аутсорсинг). Оплата работы компании идет из денежных средств, полученных от проезда. В NEXCO входит 20 компаний в которых работает 12 500 человек. Персонал одного отделения имеет 2175 человек. Стоимость пользования дорогами засчитывается по километражу. Стоимость определяет законодательно. 5 типов автомобилей, с которых взымается разная плата. В том числе учитывается нагрузка на ось (Максимальная 10т. ширина 2,5м. длинна 12м. более нужно получать разрешение). Стандартная ширина полосы 3,5 м. На 1250 км. 130 метео точек.

Познакомится  с японскими производителями материалов и оборудования и материалов, ознакомится с последними тенденциями в строительной и дорожной сфере российские строители смогли на 2ух профессиональных выставках.

По строительной тематике состоялось посещение международной выставки архитектуры и строительных материалов «Japan Home and Building Show 2012», которая является крупнейшей выставкой строительной отрасли в Восточной Азии и привлекает ежегодно более 90 000 профессионалов со всего мира. Это мероприятие, вызывающее огромный интерес со стороны компетентных представителей строительной отрасли, таких как агенты недвижимости, разработчики, архитекторы, генеральные и субподрядчики, конструкторы, а также крупные инвесторы, чиновники и профессиональные организации. В этом году особое внимание было уделено следующим разделам: Строительные материалы, Домашнее оборудование и информационные системы для дома, автоматизированное проектирование, программное обеспечение и системы обеспечения бизнеса, продукты для защиты здоровья и окружающей среды, экологические продукты, безопасность, инструменты и оборудование для строительства, предупреждение землетрясений, пожаров и прочих катастроф, технологии для экологически устойчивого строительства.

По дорожной тематике прошло  Посещение 9 международной специализированной выставки по скоростным дорогам HTF - “Highway Techno’ Fair 2012” HTF. В выставке приняли участие 152 компании, которые представили технологии и оборудование для дорожной инфраструктуры. Кроме того состоялись отраслевые семинары, участие в которых вызвало огромных профессиональный интерес у российской делегации.

14 ноября 2012 года делегаты Форума работали на российско-японской строительной конференции, на которой с японской стороны приняло участие более 50 представителей японских коммерческих и общественных структур, заинтересованных в развитии сотрудничества с российским бизнесом.

Также в программе форума были индивидуальные и групповые посещения компаний и фирм. Участники Форума обменялись соглашениями о сотрудничестве и партнерстве.